- ДИРИЖИРОВАТЬ
- (франц.), управлять оркестром, хором или оперным представлением. Музыкальное произведение может, в границах данных композитором указаний, быть исполнено весьма различным образом, смотря по тому, как понимает его исполнитель. Но при исполнении оперы, симфонии и т.п. является не один, а большее число совместных исполнителей, которые свое индивидуальное понимание произведения должны подчинять общей идее; в этих случаях настоящим артистом-исполнителем является дирижер. Средства, предоставленные дирижеру для передачи его намерений весьма ограничены, по крайней мере во время самого исполнения; на репетициях он может прибегать к словесным объяснениям, может для отдельных исполнителей пропеть или сыграть данное место, простучать ритм дирижерской палочкой и т.п. но все это недопустимо во время исполнения, так что беззвучные движения маленького жезла в руке дирижера служат единственными толмачами его намерений. Впрочем, ввиде исключения дирижер может пустить в дело взгляд, брошенный певцу или играющему, а также движение другой, свободной руки, но все же важнейшим выразителем его намерений остается дирижерская палочка, движениям которой, вследствие этого, придано условное, определенное значение. Главное назначение этой палочки отчетливо обозначить такт (откуда происходит и немецкое ее название Taktstock, "тактовая палочка"), т.е. указать темп и выделить отдельные важнейшие времена такта (тактовые доли). Главные правила при этом следующие: сильная (тяжелая) часть такта ("раз") обозначается обыкновенно опусканием палочки вниз; на остальных частях палочка остается несколько ниже, а при вступлении последней части поднимается кверху. Вести ли второе движение палочки (при втором тактовом времени) справа налево или слева направо совершенно безразлично; здесь допускаются различные приемы. Важнейшие употребительные виды деления тактов суть: двухдольный такт (2/8, 2/4, 2/1; также 6/16, 6/8, 6/4 в скором темпе, т.е. когда считают не на шесть, а только на два), трехдольный такт (3/8, 3/4, 3/2; также 9/16, 9/8, 9/4, когда счет идет только на 3), четырехдольный такт (, 4/2, 4/8; также 12/16, 12/8 и пр.) и шестидольный такт (6/4, 6/8). Эти такты отбиваются обыкновенно следующим образом (срв. Тактовое обозначение): Девятидольный такт отбивается как трижды-трехдольный, двенадцатидольный как четырежды-трехдольный, но при этом всегда главное тяжелое время такта обозначается взмахом с большей высоты. Crescendo выражается обыкновенно наглядно более широкими взмахами, тогда как уменьшение радиуса взмахов должно указывать на diminuendo; резкие акценты, sforzati и т.п. обозначаются короткими, отрывистыми движениями, а на изменения темпа (stringendo, ritardando) указывают с помощью другой руки; впрочем здесь уже начинается область индивидуальных особенностей. Длительность ферматы обозначается остановкой палочки вверху, а конец ее коротким крючкообразным движением. Более подробные сведения можио получить в приложении к "Traité d'instrumentation" Берлиоза (русс. изд. "Дирижер оркестра"). Срв. Rich. Wagner "Über das Dirigieren" (1869; перевед. в "Русск. Муз. Газ." 1899, NoNo 3852, под заглав. "O дирижировании") затем сочинение Ф. Вейнгартнера под таким же заглавием (1895; "Русск. Муз. Газ.," 1896, NoNo 25) и Karl Schröder "Katechismus des Dirigierens und Taktierens" (1889). Относительно старинных приемов дирижирования срв. Е. Vogel, "Zur Geschichte des Taktschlages" (Jahrbuch Peters 1898). Беззвучное отбивание такта составляет результат прогресса 19-го века; прежде главные времена отмечались либо топанием ноги (как ето было еще в греческой трагедии), либо ударом палочки, свертка нот или даже скрипичного смычка по дирижерскому пульту. Однако движения дирижера, как это доказал О. Флейшер в 1-й части своих "Neumenstudien" (1895), в древности и в начале средних веков, кроме отбивания такта имели еще и другое назначение, а именно они показывали наглядно повышение и понижение высоты звука и необходимые украшения в мелодии, т.е. служили для певцов некоторого рода нотным письмом (См. Хейрономия).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.