ДИРИЖИРОВАТЬ


ДИРИЖИРОВАТЬ
(франц.), управлять оркестром, хором или оперным представлением. Музыкальное произведение может, в границах данных композитором указаний, быть исполнено весьма различным образом, смотря по тому, как понимает его исполнитель. Но при исполнении оперы, симфонии и т.п. является не один, а большее число совместных исполнителей, которые свое индивидуальное понимание произведения должны подчинять общей идее; в этих случаях настоящим артистом-исполнителем является дирижер. Средства, предоставленные дирижеру для передачи его намерений весьма ограничены, по крайней мере во время самого исполнения; на репетициях он может прибегать к словесным объяснениям, может для отдельных исполнителей пропеть или сыграть данное место, простучать ритм дирижерской палочкой и т.п. – но все это недопустимо во время исполнения, так что беззвучные движения маленького жезла в руке дирижера служат единственными толмачами его намерений. Впрочем, ввиде исключения дирижер может пустить в дело взгляд, брошенный певцу или играющему, а также движение другой, свободной руки, но все же важнейшим выразителем его намерений остается дирижерская палочка, движениям которой, вследствие этого, придано условное, определенное значение. Главное назначение этой палочки – отчетливо обозначить такт (откуда происходит и немецкое ее название – Taktstock, "тактовая палочка"), т.е. указать темп и выделить отдельные важнейшие времена такта (тактовые доли). Главные правила при этом следующие: сильная (тяжелая) часть такта ("раз") обозначается обыкновенно опусканием палочки вниз; на остальных частях палочка остается несколько ниже, а при вступлении последней части поднимается кверху. Вести ли второе движение палочки (при втором тактовом времени) справа налево или слева направо – совершенно безразлично; здесь допускаются различные приемы. Важнейшие употребительные виды деления тактов суть: двухдольный такт (2/8, 2/4, 2/1; также 6/16, 6/8, 6/4 в скором темпе, т.е. когда считают не на шесть, а только на два), трехдольный такт (3/8, 3/4, 3/2; также 9/16, 9/8, 9/4, когда счет идет только на 3), четырехдольный такт (, 4/2, 4/8; также 12/16, 12/8 и пр.) и шестидольный такт (6/4, 6/8). Эти такты отбиваются обыкновенно следующим образом (срв. Тактовое обозначение): Девятидольный такт отбивается как трижды-трехдольный, двенадцатидольный как четырежды-трехдольный, но при этом всегда главное тяжелое время такта обозначается взмахом с большей высоты. Crescendo выражается обыкновенно наглядно более широкими взмахами, тогда как уменьшение радиуса взмахов должно указывать на diminuendo; резкие акценты, sforzati и т.п. обозначаются короткими, отрывистыми движениями, а на изменения темпа (stringendo, ritardando) указывают с помощью другой руки; впрочем здесь уже начинается область индивидуальных особенностей. Длительность ферматы обозначается остановкой палочки вверху, а конец ее коротким крючкообразным движением. Более подробные сведения можио получить в приложении к "Traité d'instrumentation" Берлиоза (русс. изд. "Дирижер оркестра"). Срв. Rich. Wagner "Über das Dirigieren" (1869; перевед. в "Русск. Муз. Газ." 1899, NoNo 38–52, под заглав. "O дирижировании") затем сочинение Ф. Вейнгартнера под таким же заглавием (1895; "Русск. Муз. Газ.," 1896, NoNo 2–5) и Karl Schröder "Katechismus des Dirigierens und Taktierens" (1889). Относительно старинных приемов дирижирования срв. Е. Vogel, "Zur Geschichte des Taktschlages" (Jahrbuch Peters 1898). Беззвучное отбивание такта составляет результат прогресса 19-го века; прежде главные времена отмечались либо топанием ноги (как ето было еще в греческой трагедии), либо ударом палочки, свертка нот или даже скрипичного смычка по дирижерскому пульту. Однако движения дирижера, как это доказал О. Флейшер в 1-й части своих "Neumenstudien" (1895), в древности и в начале средних веков, кроме отбивания такта имели еще и другое назначение, а именно они показывали наглядно повышение и понижение высоты звука и необходимые украшения в мелодии, т.е. служили для певцов некоторого рода нотным письмом (См. Хейрономия).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ДИРИЖИРОВАТЬ" в других словарях:

  • дирижировать — dirigeur, > нем. dirigieren. 1. муз. Алексей Анофриевич, который диригировал русским оркестром, определен играть в маскарадах. Сумар. // Письма писат. 72. Чтоб из отдаваемых ему в ученье един был знающ несколько музыке, .. чтоб он и хором оным …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДИРИЖИРОВАТЬ — (этим. см. предыд. сл.). Управлять хором или оркестром; также танцами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИРИЖИРОВАТЬ исполнять обязанность дирижера. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • дирижировать — См …   Словарь синонимов

  • ДИРИЖИРОВАТЬ — ДИРИЖИРОВАТЬ, дирижирую, дирижируешь, несовер., чем (от франц. diriger направлять). 1. Руководить оркестром или хором, исполняющим музыкальную пьесу, преим. при помощи движений руки (муз.). 2. Руководить танцами на балу (устар.). Толковый словарь …   Толковый словарь Ушакова

  • ДИРИЖИРОВАТЬ — ДИРИЖИРОВАТЬ, рую, руешь; несовер., чем. Управлять оркестром или хором при исполнении музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • дирижировать — ДИРИЖИРОВАТЬ, рую, руешь; несов., чем, кем, и без доп. Шутл. руководить, главенствовать, распоряжаться …   Словарь русского арго

  • Дирижировать — I несов. перех. и неперех. Руководить оркестром или хором при исполнении музыкального произведения. II несов. неперех. разг. Управлять, распоряжаться кем либо или чем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • дирижировать — дирижировать, дирижирую, дирижируем, дирижируешь, дирижируете, дирижирует, дирижируют, дирижируя, дирижировал, дирижировала, дирижировало, дирижировали, дирижируй, дирижируйте, дирижирующий, дирижирующая, дирижирующее, дирижирующие, дирижирующего …   Формы слов

  • дирижировать — дириж ировать, рую, рует …   Русский орфографический словарь

  • дирижировать — (I), дирижи/рую, руешь, руют …   Орфографический словарь русского языка

  • дирижировать — рую, руешь; нсв. [от франц. diriger] (чем). 1. Управлять оркестром или хором. Д. оркестром, хором. Д. за пультом, рукой, палочкой. Уверенно д. // что или чем. Проф. Управлять коллективом при исполнении музыкального произведения. Д. оперу. Д.… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Петля Афродиты, Соболева Лариса Павловна. Что может пошатнуть устои благополучной и на первый взгляд крепкой семьи? Есть достаток выше среднего, есть взрослые и красивые дети, которыми можно гордиться, естьстаринный друг, такие… Подробнее  Купить за 335 руб
  • Мальчишка с которым никто не мог сладить, Курт Воннегут. Половина восьмого утра. В ресторане за столом сидел очень добрый толстый человек, у которого в голове непрестанно звучала музыка. Его звали Джордж, ему было сорок лет, он возглавлял… Подробнее  Купить за 190 руб аудиокнига
  • Петля Афродиты, Лариса Соболева. Что может пошатнуть устои благополучной и на первый взгляд крепкой семьи? Есть достаток выше среднего, есть взрослые и красивые дети, которыми можно гордиться, естьстаринный друг, такие… Подробнее  Купить за 164 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ДИРИЖИРОВАТЬ» >>